Безопасность нахождения и движения транспорта всех видов регулируется и напрямую зависит от постоянного контроля над состоянием пути. Контроль осуществляется при помощи специальных геодезических измерений. Весь план и профиль эксплуатируемого пути подвергается периодической инструментальной проверке. Особое внимание обращается на присутствие в плане и профиле на конкретных участках дороги таких сооружений, как стрелочные переводы, крутые повороты, мосты и тоннели.
Первым делом, чтобы определить состояние дороги и дорожного пути в целом, проводят съемку планового положения, после чего на основе полученных измерений производят специализированные геодезические расчеты. Правильное положение пути обеспечивает плавность транспорта и предупреждение аварийных ситуаций.
Съемку планового положения путей выполняют тремя известными способами:
Съемочные геодезические сети развивают способами круговых засечек и аналитических построений. Промер линий при проложении теодолитных ходов нужно вести по бровке. Промер линии по оси покрытия дороги производят только в случае существенного разрушения обочин.
После съемки также производят контрольное нивелирование по плюсовым точкам и пикетажу, при необходимости могут разбивать дополнительные поперечные профили. Согласно существующему плану и технической документации, проводят геодезическое исследование проезжей части, откосов и кюветов, обочин, также измеряют поперечные уклоны, которые не должны отличаться от указанных в проекте больше чем на 0,030.
Геодезические работы при эксплуатации дорог включают в себя также определения самых опасных участков дороги и дальнейшие действия по предупреждению водителей. При топографо-геодезической съемке или при другом типе геодезических работ в точках пересечения автодорог с железнодорожными переездами обязательно необходимо соблюдать правила безопасного проведения работ.
От точности проведенных геодезических измерений в будущем зависит жизнь участников дорожного движения. По этой причине поручать такую важную работу можно только опытным и высококвалифицированным геодезистам, которые не первый день сталкиваются с восстановлением и контролем путей общественного пользования.