Геодезические работы при строительстве мостов и других подобных сооружений выполняют перед постройкой, в процессе строения, а также после завершения постройки моста.
В процессе строительства выполняются такие геодезические работы:
- определение оптимальной длины перехода;
- измерение расстояния между осями у левого и правого берегов;
- разбивка и дальнейшее закрепление осей опор;
- разбивка и закрепление осей подходов, регуляционных сооружений, конусов;
- установка дополнительных реперов;
- дополнительная топографическая съёмка на строительной площадке;
- разбивка временных подъездных дорог, постройка временных зданий производственного и бытового назначения.
В ходе строительства нужно систематически контролировать в плане положение отдельно взятых частей сооружения по вертикальной плоскости и высоте. После того, как строительные работы завершены, определяют размеры сооружения, фактическое расположение и величину отклонения от значений в проекте.
Разбивочные и контрольные геодезические работы
Все контрольные и разбивочные геодезические работы выполняются с помощью обычных приёмов, принятых в геодезии.
Исходными данными для всех работ при постройке моста являются проект сооружения, а также:
- план мостового перехода с осями сооружений;
- схема знаков геодезической основы и их описание;
- из каталога выписка высот и координат геодезической основы;
- знаки геодезической основы, а именно - пункты закрепляющихся осей моста и трассы, а также высотные реперы и марки.
Разбивку осей моста и опор, как правило, начинают с восстановления оси трассы. Начальными точками являются осевые знаки, которые были установлены в процессе изысканий и привязаны к пикетажу трассы. Также исходящими точками могут прослужить реперы с отметками.
Для мостов до 50 м в длину будет достаточно одного репера и двух створных знаков, для мостов, длина которых составляет от 50 до 300 м, на каждом берегу требуется по одному реперу и два створных знака. В тех случаях, когда длина моста больше 300 метров, потребуется по два репера и не меньше двух капитальных знаков на каждом берегу. Ошибка нивелирования не должна при этом превышать 10. Точность измерения расстояния между двумя опорами напрямую зависит от типа пролётов и длины сооружения.
Оси опор, все необходимые размеры граней фундамента и ряды свай на обноске размечают гвоздями. По этих гвоздям натягивают стальную проволоку в противоположных направлениях. На месте их пересечения получают углы фундамента и центры свай. Точки таких пересечений на дно котлована фиксируют с помощью кольев. В дальнейшем по ним будут размечать контуры фундамента.
После завершения строительства мост проверяют на соответствие его размеров по факту с размерами по проекту. Измеряют его длину, ширину проезжей части, отметки точек на опорах, отметки по проезжей части, отметки размеров сечений опор и пролётных строений.