Тоннели относятся к подземным сооружениям. Они могут быть разного назначения: на путях сообщения (железнодорожных, метрополитенов, пешеходных переходов); гидротехнического (это тоннели, которые состоят в комплексе гидроузла, водоснабжений, мелиорации); промышленного; коммунального (водотоки, коллекторы) и специальные тоннели.
Строят разными способами, в зависимости от глубины заложения может быть открытый и закрытый способ без нарушения верхнего слоя поверхности земли. Открытыми способами строят тоннели мелкого заложения.
Если местность не застроенная, то их строят в котлованах с откосами, а если застроенная – то используют котлованы со свайными или шпунтовыми ограждениями. Тоннели глубокого заложения строят через порталы, защитные стенки. Таким образом, строят горный тоннель или тоннель, что входит в депо. Геодезические работы при строительстве тоннелей – это огромный комплекс проведенных работ.
Основные элементы для построения трассы тоннеля
Проектирование трассы состоит из прямых и кривых участков, а на профиле – это горизонтальные и наклонные прямые отрезки. Ось трассы составляют из прямых участков и круговых кривых, ее называют разбивочной. Для расчётов кривых и прямых участков оси трассы пользуются разработанными формулами. По ним вычисляют величины смещения, его горизонтальное положение, возвышение наружных рельсов. На основе проведенных расчетов и измерений составляют проектный чертёж, в который вписывают проектные данные и при их помощи определяют положение запроектированной трассы. Называют этот план геометрической схемой трассы, его могут составить в масштабе 1:1000. Проводят аналитические расчеты на трассе тоннеля. Затем передают координаты и ориентирование для геодезического обоснования проделанных подземных работ. Собранные отметки и координаты отдаются на выработку.
Разбивочные работы
Разбивочные работы подземного строительства выполняются проходкой стволов шахт, разбиванием оси тоннеля, сооружением наклонного тоннеля для эскалаторов, укладыванием отделки в тоннелях, возведением станции и вспомогательных сооружений, укладыванием железнодорожных путей.
Геодезические работы при проходке тоннелей, сделанных для станции, что сооружены из тюбингов или блоков, аналогичны работам, что выполняют в строительстве перегонного тоннеля. Исключением является высокое требование во время установки колец с продольным направлением. Для этого через 8 - 10 колец фиксируют пикетаж и опережение. Когда строительство тоннеля завершено, проводят монтаж с внутренних стороны строительной конструкции.