Как известно, для строительства инженерных сооружений часто используется специализированная техника. Исходя из того, что большинство такой техники очень крупных размеров, местоположение подобной техники рассчитывают заранее. Чтобы определить, соответствует ли геометрия ходовой части мостового крана и подкрановых путей установленным нормативным требованиям, проводят геодезический контроль высотного положения рельсов.
Подобный геодезический контроль заключается в специальных геодезических измерениях, которые выполняются в специфических условиях. Эти условия характеризуются наполнением производственных помещений, различного характера технологическим оборудованием, вибрацией механизмов, плохой освещенностью, высокой температурой, расположением путей на большой высоте, а также наличием токопроводов недалеко от рельсов.
Все методы геодезического контроля при эксплуатации подкрановых путей разделяют на три группы:
Технология геодезического контроля положения крана и подкрановых путей дает возможность предварительно определять необходимые параметры, а также их прямолинейность и оптимальную ширину колеи.
Ширину колеи определяют двумя методами измерений:
Каждый из методов применяют в зависимости от особенностей путей и условий, в которых будут производиться подобные измерения.
Измерения косвенным методом состоят в том, что ширина колеи крана определяется непосредственно по положению основных точек рельсовых осей.
Метод непосредственного измерения включает два способа: электронный способ измерений и механический способ. Способ электронных измерений определяет ширину колеи по результатам измерения точного расстояния между осями установленных рельсов, имеющих прямую четкую видимость.