Аэропорты – это сложные инженерные сооружения, которые состоят из многих элементов. К ним относят: собственно аэродром, полосы воздушных подходов, служебно-технические территории, объекты для управления воздушным движением, радионавигация и посадка. Среди всех сооружений следует выделить ещё подземные инженерные сети (системы подземного водоотвода, водопроводную сеть, кабельные линии).
Основные задачи при изысканиях.
Выполнение основных работ зависит от стадии, на которой находится проект в соответствии с перечисленными работами, поставленных задач для выполнения проекта аэропорта. Основные задачи при изысканиях, которые необходимо выполнить:
- работы, связанные с инженерно-геологическими и почвенно-грунтовыми обследованиями;
- установление гидрогеологических и геоморфологических характеристик взлётной площадки;
- общее исследование строительных материалов, выделенных для строительства;
- трассирование на местности главной лётной полосы;
- создание планово-высотного обоснования для съёмок, чтобы главная лётная полоса была параллельна к сетке квадратов со стороной 400 на 400 метров;
- топографическая съёмка площадок и территории, прилегающей к аэропорту;
- съёмки воздушных подходов;
- определение местоположения и высоты препятствия;
- изыскания трасс путей подъезда;
- изыскание путей водопровода;
- изыскание линий электропередач;
- изыскание для путей системы поверхностного и подземного водоотведения.
Периоды (этапы) проведения работ
Основные задания по проекту в подготовительный период – это собрать и изучить материалы по району изысканий: топографо-геодезические, инженерно-геологические, экономические, гидрометеорологические. Следует уделить больше внимания при сборе и изучении картографических материалов, топографического плана и материалов по съёмке предыдущих лет.
В полевой период выполняется комплекс гидрометеорологических, инженерно-геодезических и инженерно-геологических работ. Их выполняют воздушно- и наземно-космическими, а также просто наземными методами. В последнее время начали комбинировать аэросъёмки, в таком случае местность снимают аэрофотограмметрическим методом, ну а сам рельеф - обыкновенным электронным. Чаще стали применять спутниковую навигацию.
Камеральный период состоит из обработки данных, собранных на полевых изыскательных работах. На этом этапе составляют топографический план, профиль, цифровую модель участка и сдают отчёты по проведению изыскательных работ. Пользуются автоматизированной техникой для редактирования, обработки данных и подготовки предварительного топографического плана.
Строительство аэропортов начинают с разбивки и закрепления осей, подземных коммуникаций, работ по перемещению земляных масс, проводят планировку аэропорта. Геодезические работы при изысканиях и строительстве аэропортов завершают съёмкой воздушных подходов.