Трассирование линейных сооружений

по запросу


К линейным объектам относят автомобильные и железные дороги, каналы, трамвайные пути, линии электропередач и связи, трубопроводы, водо- и газопроводы. Линейными они называются потому, что вытянуты в длину во много раз больше чем в ширину.



План и продольный профиль относят к основным элементам трассы. План трассы состоит из прямых участков разного направления, которые соединяются между собой кривыми с различными радиусами. Продольный профиль трассы – проекция следа сечения местности вертикальной плоскостью по оси трассы проектируемого сооружения. Прямолинейные участки трасс железных и автомобильных дорог, трубопроводов сопрягаются в основном круговыми кривыми.

Трассой  называется центральная ось линейного сооружения, нанесенная на карту или обозначенная на местности.  По возможности, при строительстве стремятся к спрямлению трассы для сокращения стоимости работ, что не отменяет необходимости учитывать препятствия, особенности местности и имеющиеся на участке или рядом  другие сооружения.

В зависимости от назначения трасса должна удовлетворять техническим условиям на ее проектирование. Например, плавность и безопасность движения с расчетными скоростями для автомобильных трасс. На них устанавливают минимально допустимые уклоны и максимально возможные радиусы кривых. Позже, сравнивая варианты проектирования, выбирают оптимальную по затратам и качеству трассу. Если трассу определяют по топографическим планам или аэрофотоматериалам, то трассирование называют камеральным, если ее выбирают непосредственно на местности, то – полевым.

Камеральное трассирование выполняют обычно в масштабе 1:25 000,1:50 000.  Как правило сначала используют карту меньшего масштаба, на которой выбирают опорные точки, через которые линейное сооружение пройдет обязательно. Отрезки между опорными точками размещают на карте бoлее крупнoгo масштаба.

Исходными данными для полевого трассирования является плановое и высотное положение начальной точки трассы, а также начальное направление трассы. Полевое трассирование начинается с выноса трассы в натуру, т.е. прокладывают и закрепляют на местности ось линейного сооружения.
Трасса привязывается к пунктам геодезического обоснования или к местным предметам. Углы поворота измеряют теодолитом одним полным приемом. Углы поворота трассы обозначают возрастающими номерами. Далее осуществляют пикетирование трассы.

Пикет трассы – точка оси трассы, предназначенная для закрепления заданного интервала. Пикет  – это деревянный колышек сечением 3x3 или 4x4 см, длиной 10–15 см, забиваемый в землю (верх колышка должен выступать над поверхностью земли на 1,5–2 см). Рядом с пикетом устанавливают сторожок (маяк), возвышающийся на 20–50 см над поверхностью земли и колышек, на котором записывают номер соответствующего пикета.  Пикеты устанавливают друг от друга на одинаковом расстоянии в горизонтальной плоскости, чаще всего через 100 или 50 м. Точки перегибов рельефа, также помечаемые колышками называют плюсовыми, например все углы поворота трассы, точки пересечения продольного и поперечного профилей, точки пересечения трассы с другими сооружениями (объектами).

Одновременно с разбивкой пикетажа производится инструментальная съемка местности в полосе шириной 20–30 м и до 50 м с каждой стороны от оси трассы путём разбивки поперечных профилей.  Поперечный профиль трассы – профиль местности по линии, перпендикулярной к оси трассы проектируемого сооружения. 

Далее проводится нивелирование по пикетажу. Привязка трассы в ее начале и конце производится к реперам имеющейся нивелирной сети либо другим точкам, высоты которых известны с необходимой точностью.

При нивелировании трассы связующими точками обязательно являются все пикеты и плюсовые точки. При нехватке связующих точек, вводятся дополнительные  связующие точки – иксовые. Расстояния до иксовых точек не измеряют, поскольку иксовые точки служат только для передачи высот между связующими точками. Превышения связующих точек определяют дважды (по двум сторонам нивелирных реек либо при двух горизонтах прибора).

На местности, где крутизна скатов превышаeт дoпуcтимыe уклоны дороги трассу прокладывают  «напряженным ходом», т. е. по направлениям имеющим предельно допустимый уклон.  В гоpной мeстнoсти для обeспeчения допустимого уклона трассу прокладывают в видe серпантина и петель.

На застроенных участках промышленных предприятий и городов вместо полевого трассирования зачастую выполняется крупномасштабная топографическая съемка полосы по выбранной трассе с последующей камеральной укладкой трассы по материалам съемки в выбранной системе высот и координат.

Нужна консультация?
Подробно расскажем о наших услугах, видах работ и типовых проектах, рассчитаем стоимость и подготовим индивидуальное предложение!
Задать вопрос
click fraud detection